30.10.2015

Интервью зам.генерального директора ООО "Гринфлайт" по корпоративным и правовым вопросам К. Антропова на Znak.com

«Наши соучредители Москалюк и Бутакова – самостоятельные лица, не зависимые от Юревича»

27.10.2015

О смене руководства в «Гринфлайт», точках роста крупнейшего застройщика региона, учредителях и инвесторах, судебных разбирательствах с «Видным», о реальных фактах и информационных вбросах – в интервью Znak.com рассказал заместитель генерального директора ООО «Гринфлайт» по корпоративным и правовым вопросам Константин Антропов.


- Константин Петрович, за последний месяц в компании многое поменялось, с поста гендиректора уволился Сергей Мануйлов, пришел новый руководитель. Расскажите, с чем связаны кадровые перестановки и что изменилось с приходом Павла Васильева?

– Компании понадобился новый тип руководителя – руководитель-бизнесмен, который сможет эффективно адаптировать действующую бизнес-модель к новым общероссийским реалиям строительного рынка: снижению платежеспособного спроса и замедлению темпов стройки. Пришел Павел Васильев. Интенсивность работ в компании с приходом нового генерального директора однозначно увеличилась, но о кардинальных изменениях говорить пока еще рано – смена руководства произошла совсем недавно, в сентябре. Тем не менее за это время мы уже активизировали стройку в «Академе», успели заселить два высотных дома, новоселье отметили 560 семей. Всего за октябрь-ноябрь планируем передать 1,3 тыс. квартир. Вообще установили для себя следующую планку: сдавать по 2-3 дома в месяц. Сейчас в процессе передачи дома собственникам монолитно-каркасный «Вираж». Также «Гринфлайт» начал разработку и внедрение мероприятий, нацеленных на улучшение качества сдаваемых домов и квартир. Сегодня для нас это приоритетная и актуальная задача, скажем так, это наша точка роста. В целом по компании идет оптимизация ресурсов: финансовых, временных, людских.

- В конце лета появилась информации о том, что московские инвесторы «Гринфлайта» выходят из состава компании, что грозит ей банкротством. Действительно ли все так? Как обстоят дела на самом деле?

– Очень интересно, кто генерирует эту дезинформацию и с какой целью? В ООО «Гринфлайт» никогда не было московских инвесторов, это все слухи, причем беспочвенные. В числе инвесторов компании – только челябинские представители. Информация об учредителях открыта и размещена на наших сайтах, в каждой проектной декларации. С ними может ознакомиться любой желающий. И даже если бы кто-то из учредителей и решился бы продать свою долю, как это было бы связано с банкротством? Подобные безответственно распускаемые слухи не только не соответствуют действительности, но будоражат и заставляют напрасно переживать наших дольщиков. Застройщик ежеквартально предоставляет отчеты по целевому использованию средств и ходу строительства по каждому возводимому дому в рамках договора долевого участия в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области. Кроме того, по собственной инициативе в компании осуществляется аудит финансовой дисциплины – как обязательный, так и инициативный, в том числе по целевому использованию денежных средств и международной системе финансовой отчетности (МСФО). Ни о каком банкротстве не может быть и речи.

- Назовите имена учредителей компании.

- Александр Москалюк, Маргарита Бутакова, ООО «Медиа-стиль» и ООО «Центр современных технологий».

- Очень интересный момент: в августе 2013 года на сайте компании «Гринфлайт» появлялась информация о выходе Москалюка из состава учредителей. Однако в Едином госреестре юридических лиц это событие не нашло отражения. Да и теперь вы говорите, что он остается учредителем…

– Да, действительно, ошибочно, без согласования с руководством пиар-службой компании был размещен пресс-релиз с недостоверной информацией. Через несколько часов ситуация прояснилась, и этот пресс-релиз был аннулирован. Александр Москалюк продолжает оставаться в составе учредителей. По закону, участник ООО для того, чтобы выйти из состава учредителей, должен написать заявление. Никаких официальных заявлений от Александра Москалюка в компанию не поступало.

- Рассказывали, что из-за уголовного дела Александра Москалюка (он является фигурантом знаменитого «медицинского дела», по которому уже осужден экс-министр здравоохранения области Виталий Тесленко, – прим. ред.) у компании арестовывали счета (причем даже не 40%, а все, что на них было), из-за чего невозможно было сдавать дома и заселять людей.

- Никаких арестов счетов в компании не было. У нас были переносы сроков строительства, связанные с ухудшением макроэкономической ситуации на строительном рынке, но с Москалюком они никак не связаны. Претензии правоохранительных органов к нему как к физлицу никак не отразились на финансово-экономической составляющей застройщика. Москалюк является участником ООО «Гринфлайт», но на основании части 2 статьи 56 ГК РФ общество не отвечает по его обязательствам. Претензии к участнику ООО не могут быть претензиями к самой компании. Он не принимает участия в управленческой или хозяйственной деятельности «Гринфлайт», у него нет доступа к счетам застройщика.

- По информации с сайта Центрального районного суда Челябинска, с начала года на «Гринфлайт» были поданы более 400 исков, требования недовольных клиентов продолжают поступать. Почему их так много? Вы предлагаете своим клиентам альтернативу судам?

– Этих исков много и в адрес других застройщиков, практически нет исключения из правил – среди клиентов любой компании всегда имеются неудовлетворенные покупатели. Наша цифра в ее натуральном выражении может показаться более заметной в связи с масштабными объемами строительства, ведь строим мы и продаем в разы больше остальных. У нас свыше 21 тыс. покупателей квартир. А 1% из 21 тыс. – это уже 210. Иски, как правило, связаны с переносом сроков сдачи объектов, мерой вынужденной, как я уже говорил, вызванной ухудшением макроэкономической ситуации в стране. Ранее «Гринфлайт» многие дома сдавал досрочно, теперь приходится переносить, но мы работаем над этим. В любом случае, решая вопрос переноса сроков, мы как добросовестные застройщики руководствуемся федеральным законом № 214, предлагая нашим клиентам компенсацию за понесенные неудобства. Сумма компенсации сформирована нами на основе анализа действующей общероссийской судебной практики. Мы знаем, что клиентов новостроек активно и даже агрессивно агитируют обращаться в суды специализирующиеся на этой теме юристы – это их бизнес, их источник дохода. На судебных разбирательствах против застройщика юрист может забрать до 50% суммы штрафа. Ставя подобные процессы «на поток» и не прибегая к особым затратам, такие юристы неплохо обогащаются на нас и на наших клиентах, ведь средства, идущие на погашение исков, приходится изымать «из стройки», а это все-таки отвлекает ресурсы компании. Злоупотребление правом приводит к тому, что в угнетенном положении оказываются и застройщик, и другие дольщики.

– Компания «Гринфлайт» несколько лет сотрудничала с Южно-Уральской корпорацией жилищного строительства и ипотеки (ЮУ КЖСИ). Считается, что на этих сделках заработала миллиарды рублей. Сохраняется ли сейчас взаимодействие?

– Между ООО «Гринфлайт» и ОАО «ЮУ КЖСИ» были заключены три инвестиционных договора на право краткосрочной аренды участков в микрорайонах 54, 55 и 56 Краснопольской площадки. Это было в самом начале нашего пути, в 2011 году. В результате взаимовыгодной сделки на рыночных условиях «Гринфлайт» получил участки, а ЮУ КЖСИ – денежные средства и квартиры. Наша компания разработала проектную документацию, получила техусловия, понесла затраты на строительство домов. Еще раз акцентирую, что право аренды земли для строительства в «Парковом» наших микрорайонов приобретено у ЮУ КЖСИ по рыночной цене. Так что эта сделка была выгодна корпорации. Никаких миллиардов прибыли «Гринфлайт» не получил, по некоторым моментам мы даже в минусе оказались.

– Зачем тогда вы участвовали в этом проекте?

– Это был стартовый проект «Гринфлайта», на котором компания заработала репутацию и доверие покупателей. В дальнейшем это позволило реализовать такие проекты, как «Академ». Стало очевидно, что «Гринфлайт» может строить достаточно быстро и качественно. Проект «Парковый» был полностью сдан в октябре 2014 года, еще до окончания срока действия договора аренды земли, хотя строить жилье в микрорайоне № 56 по этому договору мы имели право до декабря 2015 года, в 54-м и 55-м – до марта 2016-го. Сегодня в возведенных «Гринфлайт» микрорайонах «Паркового» проживают около 10 тыс. семей. Кроме того, корпорация жилищного строительства и ипотеки наряду с другими финансовыми операторами (Сбербанком, ВТБ24, СМП-банком, «Уралсибом», «Газпромбанком» и т. д., всего их около 15) была нашим партнером по выдаче ипотечных займов, причем не самым крупным. Других совместных проектов у нас с КЖСИ не было.

– С января 2015 года происходят непонятные события с микрорайоном «Видный»: отмена разрешения на строительство, суды. Почему, на ваш взгляд, возникли такие проблемы?

– Участок, где строится микрорайон «Видный», находится в собственности компании. В декабре 2014 года мы получили три разрешения на строительство многоквартирных жилых домов и сразу начали активные подготовительные работы: закладка фундамента, вбивание свай, установка ограждения. И вдруг после новогодних праздников мы узнаем, что разрешения отменены на основании протеста прокуратуры Челябинской области. Протесты датированы 13 января 2015 года, распоряжения об отмене разрешений – 14 января. Интересно, что в распоряжении администрации отсутствовали ссылки на факты нарушения Градостроительного кодекса, на основании которых было отменено решение. В итоге протест прокуратуры мы смогли получить только в ходе судебного разбирательства. В нем говорилось, что в документах застройщика отсутствует доверенность на человека, подписавшего заявление о выдаче разрешения на строительство, копии документов заверены не тем лицом, проектная документация не оценена застройщиком на соответствие результатам инженерных изысканий, есть несоответствия градостроительному плану. Но эти доводы надуманные и формальные и, соответственно, не могли послужить основанием для отмены уже выданного разрешения. Это максимум основание для отказа в приеме документов, но они были приняты.

- Недостающие доверенности можно было донести.

– Они все были, но по какой-то причине затерялись. Может быть, в Главархитектуре не в ту папку положили, а прокуратура, не увидев их, сочла нарушением. В настоящее время вступили в силу два решения суда по двум домам – строительные номера 26 и 27. По одному решение принял Арбитражный суд Челябинской области, который удовлетворил требование «Гринфлайта» и признал распоряжения об отмене разрешения на строительство незаконным. Другое дело рассматривалось в Екатеринбурге. Один из клиентов-дольщиков из Екатеринбурга, имея на момент отмены разрешения договор долевого участия, подал иск к администрации Челябинска. В итоге сначала Орджоникидзевский районный суд, а затем Свердловский областной суд признали действия мэрии Челябинска незаконными. «Гринфлайт» в данной ситуации доказал свою правоту, сейчас идет работа по защите интересов компании по еще одному дому в «Видном».

– А что с еще одним участком, по которому также были судебные разбирательства? Там сейчас строится «Парковый-2».

– Вы говорите об участке ОАО «Полифарм»? Мы к этим судебным разбирательствам отношения не имеем, иск прокуратуры касательно этого участка был не к «Гринфлайту», а к другой компании. Насколько я знаю, арбитражный суд признал сделку купли-продажи земельного участка ОАО «Полифарм» недействительной и взыскал с него более 20 млн рублей в пользу бюджета города.

- В начале августа прошла информация об уголовном деле, возбужденном по факту мошенничества с жильем, в рамках которого прошли выемки документов в кабинете заместителя гендиректора агентства недвижимости «Ключевые люди» (дочерняя структура ООО «Гринфлайт») Марии Дементьевой. Ранее она возглавляла Агентство недвижимости КЖСИ. С чем были связаны выемки?

– Ситуация неприятная, но претензии у правоохранителей были не к «Гринфлайту» и не к агентству недвижимости «Ключевые люди», а лично к Марии Дементьевой, которая пришла к нам работать весной этого года. Уголовное дело было возбуждено в связи с ее прошлым местом работы – в агентстве недвижимости «ЮУ КЖСИ». Нюансов не знаю, здесь вам лучше задать вопрос КЖСИ.

- А почему обыски были у вас?

– Здесь на тот момент было ее рабочее место. Силовики искали документы, которые могли остаться у нее от работы в КЖСИ. Это обычная практика – когда обыски проходят дома и на работе у подозреваемого. С 28 августа Мария Дементьева у нас не работает.

- Увольнение связано со скандалом?

– Она подала заявление по собственному желанию.

- Не связываете ли вы протесты прокурора, вбросы в СМИ о выемках именно в «Гринфлайте» с попыткой давления на бывшего губернатора Михаила Юревича, с которым, как считают, компания аффилирована?

– Компания «Гринфлайт» не аффилирована с Михаилом Юревичем. Александр Москалюк (бывший помощник экс-губернатора, – прим. ред.), Маргарита Бутакова (теща делового партнера Юревича Вадима Белоусова, – прим. ред.) – самостоятельные лица, которые действуют в своих интересах и интересах своего бизнеса.

- Иными словами, все эти скандалы, по вашему мнению, просто неприятное стечение обстоятельств?

– «Гринфлайт» – большая компания, занимает 24-е место в рейтинге самых крупных российских застройщиков, входит в тройку лидеров Большого Урала. Любая хозяйственная деятельность в таких масштабах сопряжена с конфликтами и судебными разбирательствами различных сторон. Бизнес – это всегда столкновение интересов всевозможных хозяйствующих субъектов, органов власти, партнеров, поставщиков, конкурентов, потребителей и т. д. Это по большей части текущие рабочие вопросы. А задача прокуратуры – реагирование на все поступающие жалобы. Прокуратура ведь не только по нам протесты выносит. Я знаю о нескольких десятках аналогичных дел. Такая у них работа.

- Вы ведь сами сказали, что для протеста берутся формальные основания. Может быть, происходящее связано с личностью бывшего прокурора Александра Войтовича?

– Я не могу этого утверждать. Новых претензий к нам, к счастью, нет, но там, где ранее подавались протесты, прокуратура продолжает отстаивать свою позицию, а мы, соответственно, свою. Думаю, это рабочие процессы, а слухи пусть останутся на совести тех, кто их распускает. Вы ведь понимаете, что имя «Гринфлайт» широко известно, оно на слуху – и это на руку некоторым нечистоплотным слухмейкерам. «Гринфлайт» живет и мыслит категориями бизнеса, интересами компании и наших клиентов. Мы стараемся быть вне политики, у нас другие цели, другие задачи: мы нацелены на строительство качественного недорогого и доступного для южноуральцев жилья. На компании, как на застройщике № 1 в регионе, на самом деле лежит огромная социальная ответственность. И хочется, чтобы нас не втягивали в политические игры: не мешали работать – каждый должен делать свое дело.


Возврат к списку

Пиcьмо директору


Новости компании

Все новости


СМИ о нас

Все новости